|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: Голосование: Глобальные перспективы экономики РФ и стран ЕС, ваш прогноз.
|
Распределяем прибыль между производителем и продавцомСтатья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 1 январь 2017.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. На практике нередко две организации работают в тандеме: одна производит продукцию, а другая реализует (т. е. компания-производитель продает компании-продавцу свою продукцию, а компания-продавец, в свою очередь, реализует ее другим покупателям). При этом существует проблема деления прибыли между производственным персоналом и менеджерами по продажам. При этом если компания-производитель продает свою продукцию компании-продавцу, а последняя реализует ее сторонним покупателям, получается, что дважды накручивается прибыль и дважды уплачиваются налоги. Попробуем найти рациональное решение проблемы и оптимально (справедливо) распределить прибыль.
У компании-производителя продажная цена формируется из:
Цена компании-продавца складывается из:
Торговая наценка должна покрывать расходы на содержание компании-продавца. Обе компании платят налоги с реализации — НДС и прибыль. Зарплата менеджеров, а также поощрения. исходя из обычаев делового оборота, зависят от объема продаж и, как правило, рассчитываются в процентном соотношении от суммы выручки или суммы валовой прибыли. Зарплата и поощрительные выплаты производственного персонала зависят от объема выпускаемой продукции и выполнения или перевыполнения плана по выпуску готовой продукции. Как работает схема реализации изготовленной производственной компанией продукции по договору купли-продажи, покажем на примере. Пример 1Есть 2 организации — два самостоятельных юридических лица: Компания А производит продукцию, а Компания Б реализует произведенную Компанией А продукцию. Между компанией А и Компании Б заключен договор поставки. Данные о формировании продажной цены, по которой компания А реализует Компании Б продукцию, представлены в таблице.
Данные о формировании продажной цены
Компания Б приобретает изделия у Компании А по цене 814 руб. за единицу, делает наценку в размере 150 руб., начисляет НДС 173 руб. ((814 руб. + 150 руб.) × 18 %) и продает товар другим покупателям по цене 1137 руб. (814 руб. + 150 руб. + 173 руб.). Предположим, в марте Компания А реализовала Компании Б 100 единиц своей продукции. При этом:
Компания Б в этом же месяце реализовала 60 изделий по 1137 руб./шт. Выручка составила 68 220 руб. (1137 руб. × 60 ед.), в том числе НДС 10 406,44 руб. В расходы вошли:
Прибыль от реализации 60 единиц товара — 6213,56 руб. (68 220 руб. руб. – 10 406,44 руб. – 41 400 руб. – 102 00 руб.). Обе компании должны будут заплатить в бюджет налог на прибыль и НДС. __________________
К сведению Регулировать цену, а соответственно, наценку и налоги можно, если отдавать продукцию на реализацию другой компании по договору комиссии. При этом налогооблагаемая база у комиссионера по налогу на прибыль и НДС — только комиссионное вознаграждение.
По договору комиссии одна сторона, собственник товара, (комитент) поручает другой стороне (комиссионеру) продать товар. При этом если комиссионер заключает договоры с третьими лицами от своего имени как лицо самостоятельное, то на комиссионера оформляются все документы — договор, накладные, счета-фактуры и др. В документах ссылка на комитента не делается. Итак, комиссионер выписывает покупателям накладные на отгрузку и счета-фактуры от своего имени, предоставляет комитенту отчет комиссионера, выписывает комитенту счета-фактуры на реализованную покупателям продукцию.
Обратите внимание! Товары, поступившие к комиссионеру от комитента, являются собственностью комитента (ст. 996 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ)). Право собственности на товары переходит от комитента к покупателю.
Комиссионер совершает сделки за счет комитента. Комитент обязан (ст. 1001 ГК РФ) помимо уплаты комиссионного вознаграждения возместить комиссионеру израсходованные им на исполнение комиссионного поручения суммы (например, таможенные расходы, расходы на страхование товара, предпродажную подготовку и т. д.). Договор комиссии возмездный (ст. 991 ГК РФ). Комиссионер получает от комитента вознаграждение за оказание ему услуг по реализации товара в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии.
3 способа установления вознаграждения в договоре комиссии:
Обычно размер вознаграждения устанавливается в процентах от цены реализуемых товаров. Расходы на комиссионное вознаграждение входят в расходы на продажную подготовку и, соответственно, уменьшают прибыль комитента, поэтому при установлении продажной цены нужно это учитывать. Если комитент хочет увеличить прибыль, то продажную цену он может увеличить на сумму комиссионного вознаграждения. Рассмотрим порядок передачи товара на реализацию по договору комиссии на примере. Пример 2Исходные данные возьмем из примера 1. Производственная компания А (Комитент) передает на реализацию Торговой компании Б (Комиссионер) товар по договору комиссии. По условиям договора комиссия торговой компании Б составляет 10 % от реализованной покупателям продукции. Расходы Производственной компании А, на изготовление 1 единицы изделия — 600 руб. Сумму комиссионного вознаграждения в расходах Компания А рассчитывает следующим образом: 600 руб. × 10 % = 60 руб. Прибыль — 15 % от общей суммы расходов: (600 руб. + 60 руб.) × 15 % = 99 руб. (округляем до 100 руб.). НДС с реализации: (600 руб. + 60 руб. + 100 руб.) × 18% = 136 руб. Рассчитаем цену, по которой Комитент передаст на реализацию Комиссионеру товар, а товар через Комиссионера будет реализован покупателям: 600 руб. + 60 руб. + 100 руб. + 136 руб. = 896 руб. Производственная компания А (Комитент) передала Торговой компании Б (Комиссионер) на реализацию 100 единиц своей продукции. Комитент хочет выручить за них 89 600 руб. Комиссионер реализовал в марте покупателям 60 единиц. Сумма реализация товара покупателям — 53 760 руб. (896 руб. × 60 ед.), в том числе НДС 8200,68 руб. Комиссионное вознаграждение Торговой компании Б за реализацию 60 единиц товара будет равно 5376 руб. (53 760 руб. × 10 %), в том числе НДС 820,06 руб. Расходы по предпродажной подготовке товара Торговой компании Б — 1000 руб. Производственная компания А возместила ей эти расходы. Результаты сделки для Производственной компании А:
Результаты сделки для Торговой компании Б: выручка — 5376 руб. (53 760 руб. × 10%), в том числе НДС 820,06 руб. ___________________
Итак, основное отличие договора комиссии от договора купли-продажи — условие о переходе права собственности к контрагенту (п. 1 ст. 454 ГК РФ). Договор комиссии предполагает, что комиссионер всего лишь оказывает продавцу услуги по заключению договора с покупателями. Право собственности на товар переходит к покупателю. Первичным документом, подтверждающим это, является отчет комиссионера, предоставленный комитенту. Отсюда ряд преимуществ. Например, можно обеспечить возврат товара, не реализованного комиссионером, обратно комитенту, не оформляя обратную реализацию. Налоговики считают, что возврат товара, право собственности на который перешло покупателю, следует проводить как обратную реализацию. В этом случае у покупателя товара при его возврате продавцу возникает обязанность начислить налог на прибыль и НДС как с обратной реализации. В сделке между комитентом и комиссионером право собственности на товар к комиссионеру не переходит. Пока товар не перейдет в собственность к конечному покупателю, выручка у комитента отсутствует, поэтому при отгрузке товара в адрес комиссионера не возникает налогооблагаемая база по НДС и налогу на прибыль. Кроме того, цену реализации можно регулировать размером комиссионного вознаграждения. Составляя договор комиссии, надо соблюсти ряд требований, установленных для таких договоров Гражданским кодексом РФ, и прописать:
Также в договоре следует оговорить правила, по которым комитент и комиссионер распределяют дополнительную выгоду. Согласно ст. 992 ГК РФ, если иное не оговорено в договоре комиссии, дополнительная выгода делится поровну. ВыводОптимальный вариант — отдавать продукцию на реализацию другой компании по договору комиссии. Это позволит регулировать цену, а значит, и налоги, а также размер вознаграждения.
|
|
Для связи: box@buhgalter-info.ru | Реклама на сайте | Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник экономиста». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |