|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: Голосование: Глобальные перспективы экономики РФ и стран ЕС, ваш прогноз.
|
Взаимосвязь затрат и экономического результата деятельности компанииСтатья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 6 июнь 2017.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. Как правильно сгруппировать затраты для анализа и принятия управленческого решения? Как спрогнозировать цену реализации на плановый период на основании данных об объеме производства и производственных затрат без уменьшения уровня маржинального дохода? Как обосновать решение о расширении рынка сбыта, что приведет к росту объема производства и росту коммерческих затрат? Как сравнить предельный доход и предельные затраты при увеличении объема продаж и релевантных затрат?
Основная цель организации — получить запланированную прибыль. Для этого необходимо расширять рынок сбыта, модернизировать производственные процессы, а все это требует дополнительных затрат. Чтобы принять правильное решение, важно правильно классифицировать и сгруппировать затраты и ответить на вопросы:
Группируем затраты для анализа и принятия управленческого решенияДля принятия управленческого решения затраты подразделяют на:
Рассмотрим особенности классификации затрат на постоянные и переменные, принимаемые и не принимаемые, приростные и предельные. Прогнозируем цену реализации на плановый периодДля этого нам нужны данные об объеме производства и производственных затрат без уменьшения уровня маржинального дохода. В нашем примере в учетной политике предприятия закреплена следующая классификация затрат: 1. Затраты, включенные в себестоимость произведенной продукции:
2. Общепроизводственные расходы:
3. Общехозяйственные расходы (затраты предприятия на обслуживание подразделений, относящихся как к основному, так и вспомогательному производству, и управление ими). 4. Коммерческие расходы (затраты, связанные с продажей продукции). Пример 1Фактические показатели объема производства и производственных затрат за 2016 г. представлены в табл. 1. Производственные затраты состоят из: 1) переменных затрат:
2) постоянных (амортизация основных средств). Необходимо определить: 1) объем затрат, включенных в себестоимость на планируемый период (2017 г.); 2) цену реализации 1 ед. продукции на планируемый период, если: 1) объем производства увеличить на 25 %; 2) увеличатся затраты, включенные в себестоимость:
3) уровень маржинального дохода останется на уровне 2016 г. Общие затраты на производство (Зобщ) состоят из двух частей: 1) постоянной (Зпост); 2) переменной (Зпер), или в расчете затрат на одно изделие (уравнение общих затрат):
Зобщ = (Зпост + Зпер) × V,
где V — объем производства, шт.
Таблица 1 Исходные данные об объеме производства и затрат в 2016 г.
На основании представленных данных составим уравнение общих затрат и разделим их на постоянную и переменную части по методу высшей и низшей точки. Алгоритм расчетов для составления уравнения общих затрат (результаты расчетов — в табл. 2): 1. Находим значения min и max в данных объеме производства и затратах за период. 2. Находим разности в уровнях объема производства и затрат. 3. Определяем ставку переменных затрат на одно изделие (делим сумму отклонения по затратам на отклонение по объему): Зпер = 29 844 423 / 25 687 = 1161,84 руб. 4. Рассчитываем сумму переменных затрат на весь объем min и max: Зпер. min = 1161,85 × 56 277 = 65 384 987 руб. Зпер. max = 1161,85 × 81 964 = 95 229 410 руб. 5. Находим общую величину постоянных расходов как разность между всеми затратами (по min и max) и величиной переменных расходов: Зпост. min = 66 089 706 – 65 384 987 = 704 749 руб.; Зпост. max = 95 934 117 – 95 229 410 = 704 749 руб. 6. Определяем переменные затраты за 2016 г. (умножаем переменные затраты на единицу продукции на годовой объем производства): Зпер = 1161,84 × 819 642 = 952 294 519 руб. 7. Определяем постоянные затраты за 2016 г. как разность между общими затратами и переменными: Зпост = 960 751 083 – 952 294 519 = 8 456 982 руб.
Таблица 2 Результаты расчетов
Отсюда уравнение затрат:
Зобщ = Зпост + (V × 1161,84).
С помощью уравнения затрат определим объем затрат, включенных в себестоимость на планируемый период, с учетом планируемого увеличения и рассчитаем цену реализации за 1 шт. на 2017 г. при уровне маржинального дохода 2016 г. Результаты расчетов — в табл. 3. Сначала просчитаем общие затраты на планируемый период: Зобщ = Зпост + (V × 1190,31) = 9 979 239 + (1 024 552 × 1190,31) = 1 229 510 872 руб., т. е. мы рассчитали себестоимость объема производства. Зная необходимый уровень маржинального дохода (26,70 %) и себестоимость объема производства (1 229 510 872 руб.), найдем общую выручку от реализации произведенной продукции, применяя формулу маржинального дохода:
МД = ВД / В,
где МД — маржинальный доход; ВД — валовый доход; В — выручка. Заменим в этой формуле (ВД – ВД) на (В – С/с) (С/с — себестоимость продукции):
МД = (В – С/с) / В.
Зная необходимый уровень маржинального дохода (26,70 %), выводим формулу для расчета выручки:
В = С/с / (1 – 0,2670),
или: В = 1 229 510 872 / (1 – 0,2762) = 1 677 368 174 руб. Теперь найдем цену реализации 1 ед. продукции (Цед):
Цед = В / V,
или: 1 677 368 174 / 1 024 552 = 1637,17 руб.
Таблица 3 Показатели планируемого периода
Итак, на основании двух показателей — объема производства и производственных затрат — мы получили прогнозные данные, необходимые для начала планирования, т. е. рассчитали сметный объем производства, планируемый объем затрат, разделили их на постоянные и переменные и обосновали цену реализации продукции. Обосновываем решение о расширении рынка сбытаРасширение рынка сбыта приведет к росту объема производства и росту коммерческих затрат. Определим целесообразность такого решения. Расчеты будем проводить с учетом только тех затрат, которые подвержены влиянию принятого решения. Они называются релевантными. Это затраты, включенные в себестоимость произведенной продукции, общепроизводственные и коммерческие затраты. Общехозяйственные затраты остаются неизменными, поэтому мы их в расчет не включаем. Пример 2На основании данных о доходах и расходах в базовом периоде сопоставим увеличение объема продаж на 25 % (за счет увеличения рынка сбыта) и увеличение коммерческих затрат (расходов на рекламу — на 15 %, затрат на аренду торговых площадей — на 16 %, затрат на содержание персонала — на 15 %). Также определим предельные затраты и предельный доход. Предельные затраты — это дополнительные затраты в расчете на единицу продукции:
∆З1 = ∆З / ∆V,
где ∆З1 — предельные затраты; ∆З — прирост затрат; ∆V — прирост объема. Предельный доход — это дополнительный доход в расчете на единицу продукции:
∆В1 = ∆В / ∆V,
где ∆В1 — предельный доход; ∆В — прирост выручки. В таблице 4 представлены развернутые бюджетные показатели доходов и расходов.
Таблица 4 Бюджетные показатели
Для удобства расчета сгруппируем переменные затраты (себестоимость произведенной продукции; общехозяйственные переменные затраты; коммерческие переменные затраты). Сгруппированные бюджетные показатели доходов и расходов и результаты расчета приростных затрат (доходов) — в табл. 5.
Таблица 5 Сгруппированные бюджетные показатели доходов и расходов и приростные затраты (доходы)
Сравниваем предельный доход и предельные затраты при увеличении объема продаж и релевантных затратПример 3Используя полученные значения приростных затрат (доходов; см. табл. 5), определим предельный доход и предельные затраты (табл. 6).
Таблица 6 Предельный доход и предельные затраты
Как видим, предельные затраты на 1 ед. (1381,02 руб.) меньше предельного дохода (1 789,35 руб.). Следовательно, рассмотренное решение позволит компании расширить сферу влияния на данном рынке.
Мы рассмотрели подход планирования от достигнутого — профиль предприятия не изменяется, только внесены изменения в объемы производства и объем затрат. ВыводыЗная объем производства и производственную себестоимость, мы можем: спрогнозировать цену реализации, проверить ее обоснованность, сравнить ее с ценами конкурентов, определить, как увеличение затрат по каким-либо статьям (в нашем примере — на маркетинг и продвижение) отразится на результатах компании, т. е. сравнить рост расходов и доходов.
|
|
Для связи: box@buhgalter-info.ru | Реклама на сайте | Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник экономиста». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |