|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: Голосование: Глобальные перспективы экономики РФ и стран ЕС, ваш прогноз.
|
Планирование развития компании в ExcelСтатья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 2 февраль 2018.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.
Можно ли с помощью Excel построить эффективную модель развития бизнеса компании? Как обеспечить в расчетной модели взаимосвязь годовых целей с расшифровкой показателей продаж, доходов, расходов и прибыли по кварталам будущего года? Какие преимущества предоставляет пользователю планирование в Excel по сравнению с использованием специализированного ПО?
Есть немало специализированных программ для составления финансовых планов и их сценариев. Их главный недостаток — необходимо создавать документов планирования, на основе которых затем автоматически будут рассчитываться эти планы.
Если у руководителя экономической службы недостаточно времени на планирование развития компании в будущем году, эти программы вполне можно заменить небольшой моделью в табличном редакторе Excel. Построить модель и рассчитать показатели развития можно будет буквально за пару часов, а изменить вводные данные и составить несколько прогнозов развития бизнеса компании — за считанные минуты. Перед тем как рассматривать собственно построение модели для планирования развития компании в файле Excel, необходимо определиться с набором задач, который призвана решить подобная модель. Независимо от сферы деятельности компании и планов развития в модели должны быть отражены:
Разделы расчетной модели должны быть взаимосвязаны, расчеты каждого из разделов модели должны основываться на данных предыдущих разделов. Это позволит контролировать достоверность выбранных ключевых целей бизнеса. Первый раздел расчетной модели — лист с ключевыми целями развития компании на прогнозируемый период, поскольку именно выбор целевых показателей определяет дальнейший порядок моделирования результатов бизнеса. Наиболее важные с точки зрения финансового итога деятельности компании показатели:
К сведению Компании могут дополнять этот перечень и детализировать показатели, но при этом не стоит забывать о том, что любой показатель должен быть обоснован и подтвержден расчетами.
Также нужно учитывать, что с увеличением горизонта планирования возрастает фактор неопределенности прогноза. Например, если прогноз развития компании на предстоящий квартал будет достаточно достоверным по каждой статье доходов и расходов, то на будущий год он будет более или менее корректным уже только по общим параметрам результатов деятельности компании. Ну а долгосрочные прогнозы на три-пять лет в условиях постоянно меняющейся рыночной ситуации и множества факторов риска вообще нельзя рассматривать как руководство к действию — только как ориентир, к которому должна стремиться компания. Поэтому рассмотрим методику построения расчетной модели развития бизнеса компании на период в один год. Предположим, руководитель экономической службы торговой компании «Волга» должен спланировать развитие бизнеса компании в 2018 г. Для этого решили построить расчетную модель в табличном редакторе Excel. Шаг 1. Ставим цели развития компанииСоздаем таблицу для постановки основных целей развития:
Пользователь вносит в таблицу данные о фактических результатах работы за прошлый год — столбец «Факт 2017» и прогнозах на 2018 г. — столбец «Цель 2018 (выделены зеленым цветом), остальные показатели рассчитываются автоматически. В итоговом виде расчет целей развития компании «Волга» на 2018 г. представлен в табл. 1. Как видим, цели развития компании на предстоящий год достаточно амбициозны. Так, объем реализации планируется увеличить на 20 %, рентабельность продаж — почти на 5 %, а рентабельность самого бизнеса компании должна вырасти с 3,4 % до 8,5 %, т. е. более чем в два раза. Оценим достижимость этих целей. Для этого проанализируем основные показатели табл. 1: 1. Нарастить объемы продаж планируется, увеличив реализацию товарной группы 1 на 10 %, товарной группы 2 — на 20 %. Кроме того, компания планирует расширить ассортимент реализации за счет товарной группы 3, которая будет продаваться со второго полугодия 2018 г. Поскольку рост продаж товарной группы 1 в 2017 г. по сравнению с 2016 составил 2 %, а аналогичный рост продаж товарной группы 2 — 10 %, то цели реализации по этим группам в 2018 г. требуют обоснования их достоверности. 2. Уровень себестоимости продаж по товарным группам 1 и 2 на 2018 г. планируется понизить по сравнению с 2017 г. на 5 %. Обоснование — получена дополнительная скидка от поставщика (зафиксирована в договоре поставки на 2018 г.). 3. Операционные расходы вносятся в таблицу на основании уровня переменных затрат (коммерческих и логистических) к объему продаж и сумме постоянных расходов (управленческих), прогнозируемого на 2018 г. Так как общий уровень операционных затрат в 2018 г. планируется практически на фактическом уровне 2017 г., нет причин считать прогноз затрат недостоверным 4. Прочие доходы и расходы на 2018 г. также прогнозируются в пределах, фактически сложившихся в 2017 г. Рост расходов на обслуживание кредитов объясняется планами компании по новым инвестициям в развитие бизнеса и будет проверен в разделе модели, посвященному прогнозу инвестиций. Шаг 2. Составляем маркетинговый планНа втором листе нашей расчетной модели — маркетинговый план, в котором будет обоснован прогноз увеличения продаж в 2018 г. В плане необходимо детализировать прогноз реализации товаров на листе «Цели» в количественном измерении по каналам сбыта, чтобы убедиться в корректности целевого показателя. Направления маркетинговой стратегии развития компании «Волга»:
Маркетинговый план компании «Волга» на 2018 г. (лист «Маркетинг» в расчетной модели) — в табл. 2. По строке «По факту динамики» отражен прогноз роста количества реализуемого ассортимента по первой (+2 %) и второй товарной группе (+10 %), основанный на фактической динамике роста в 2017 г. По строке «За счет нового ассортимента» маркетинговый план предусматривает рост продаж по товарной группе 2 в связи с введением в линейку продаж новых видов товара. По строке «За счет открытия нового магазина» отражен плановый товарооборот магазина, который начнет работать со второго квартала 2018 г. По строке «За счет открытия представительства в другом регионе» показан прогноз реализации товаров после начала работы представительства компании со второго полугодия 2018 г. В целом маркетинговая детализация прогноза реализации количества товара на 2018 г. подтверждает достоверность годовой цели. Так как маркетинговый план предусматривает расширение сбытовой сети компании, в расчетную модель надо включить раздел с расчетом инвестиций, необходимых для успешной реализации этого плана. Шаг 3. Прогнозируем инвестицииНа третьем листе нашей расчетной модели располагается прогноз инвестиций, который детализирован поквартально и состоит из трех разделов:
Пользователь должен внести суммы предполагаемых инвестиций в зеленые ячейки разделов таблицы, затем автоматически будут рассчитаны общая сумма инвестиций, потребность компании в заемных средствах на них и стоимость их обслуживания. Потребность в привлечении кредитов рассчитывается как разность между общей суммой инвестиций в квартал и суммой прибыли компании из листа «Финплан». Стоимость обслуживания кредитов рассчитывается в отдельной строке таблицы как произведение суммы потребностей в привлечении кредитов на величину среднегодового процента за пользование кредитов в квартал. Прогноз инвестиций компании «Волга» на 2018 г. — в табл. 3. Из данных таблицы следует, что расчетная стоимость использования заемных средств — 1877 тыс. руб. — практически совпадает с годовой целью в 2000 тыс. руб. Шаг 4. Составляем план продажВ прогнозе продаж (лист «Продажи») детализированы по кварталам количественно-суммовые показатели реализации, себестоимости и валового дохода от продаж в разрезе товарных групп. Здесь же находится вспомогательная таблица с поквартальной расшифровкой реализации товаров по направлениям продаж, которая используется далее для прогноза переменных операционных расходов. План продаж в расчетной модели формируется почти полностью автоматически на основании данных листов «Цели» и «Маркетинг», пользователь вносит вручную только данные по строкам «Цена реализации 1 ед.» и заполняет значения таблицы «Коэффициенты сезонности» для каждой из товарных групп. Прогноз продаж 2018 г. компании «Волга» — в табл. 4. Шаг 5. Составляем прогноз операционных расходовПрогноз операционных расходов (предпоследний лист) автоматически рассчитывается в части переменных расходов (коммерческих и логистических) по данным листов «Цели» и «Продажи». Пользователь в этом разделе вручную вносит данные только в части постоянных (управленческих) затрат. Прогноз операционных расходов компании «Волга» на 2018 г. представлен в табл. 5. Операционные расходы расшифрованы по направлениям продаж, чтобы в дальнейшем компания могла на основе показателей расчетной модели формировать квартальные бюджеты доходов и расходов, обеспечивающие достижение целевых показателей развития компании на 2018 г. Шаг 6. Финансовый планЗаключительный шаг формирования плана развития компании на предстоящий год — составление финансового плана деятельности с разбивкой по кварталам. В нашей расчетной модели этот раздел заполняется полностью автоматически на основе данных листов «Продажи» и «Расходы». В таблице 6 представлен финансовый план развития компании «Волга» на 2018 г., который не только соответствует годовым целям развития (лист «Цели»), но и определяет параметры будущих бюджетов доходов и расходов на каждый квартал нового года. Заключительная таблица расчетной модели детализирует годовой план развития на четыре квартальных плана и обеспечивает тем самым взаимосвязь стратегического планирования с бюджетами компании.
|
|
Для связи: box@buhgalter-info.ru | Реклама на сайте | Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник экономиста». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |