Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Справочник экономиста»
Журнал «Справочник экономиста»

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенМаксиморон, Статус неизвестенХомосенок.

Посмотреть все

Голосование:

Глобальные перспективы экономики РФ и стран ЕС, ваш прогноз.




ABC-анализ ассортимента продукции предприятия с помощью Excel

Статья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 8 август 2019.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Расскажем, как с помощью Excel можно быстро и просто провести ABC-анализ ассортимента продаваемой или выпускаемой продукции предприятия для дальнейшего принятия управленческих решений.

 

Для принятия управленческих решений в сфере производства или продаж используют данные, полученные различными методами анализа. Один из них — АВС-анализ.

ABC-анализ — метод, который позволяет классифицировать ресурсы предприятия по степени их важности. По результатам анализа позиции ранжируются и группируются в зависимости от их вклада в совокупный эффект.

Этот анализ является одним из методов рационализации, может применяться в сфере деятельности любого предприятия и широко используется при планировании и формировании ассортимента на различных уровнях производственных систем, систем снабжения и сбыта.

Следует заметить, что ABC-анализ часто путают с ABC-методом, расшифровывая ABC как Activity Based Costing, что в корне неверно.

По сути ABC-анализ — это ранжирование ассортимента по разным параметрам. Ранжировать таким образом можно и поставщиков, и складские запасы, и покупателей, и длительные периоды продаж — всё, что имеет достаточное количество статистических данных.

В логистике ABC-анализ обычно применяют для отслеживания объемов отгрузки определенных артикулов и частоты обращений к той или иной позиции ассортимента, а также для ранжирования клиентов по количеству или объему сделанных ими заказов. Достоинства метода — большая гибкость, простота.

Итак, ABC-анализ — это анализ ассортимента продукции путем деления на три категории:

  • группа А — наиболее ценные (дают 80 % продаж);
  • группа В — промежуточные (дают 15 % продаж);
  • группа С — наименее ценные (дают 5 % продаж).

В зависимости от целей анализа можно выделить произвольное количество групп. Чаще всего выделяют 3, реже — 4–5 групп.

Проведем АВС-анализ ассортимента продукции предприятия ООО «Металлидеропт» для дальнейшего принятия управленческих решений (оптимизации ассортимента, корректировка объемов производства и цен и т.п.). Объектом анализа будет отчет о продажах за I полугодие 2019 г.

Этапы проведения АВС-анализа

1. Обозначаем цель и объект анализа.

Покажем, как провести АВС–анализ, на примере.

Отчет ООО «Металлидеропт» о продажах за I полугодие 2019 г. представлен в табл. 1.

2. Сортируем параметры по убыванию.

Мы будем сортировать данные по убыванию суммы (она же выручка от реализации). Для этого во вкладке Главная МS Excel в группе Сортировка и фильтр выбираем Фильтр. После этого в шапке таблицы в каждом столбце появился знак фильтра. Нажимаем на знак фильтра столбца Сумма и выбираем Сортировка от максимального к минимальному (рис. 1).

 

Обратите внимание!

Перед сортировкой у столбцов не должно быть итогов, иначе Excel их тоже включит в сортировку, что исказит результат.

 

Итоги столбцов подбиваем после сортировки. Для этого выделяем суммируемый диапазон и нажимаем значок суммы (рис. 2). Excel выведет сумму ячеек непосредственно после этих ячеек.

 

3. Находим долю каждого параметра в общей сумме.

Для этого в нашу табличку добавляем дополнительный столбец Доля, % и устанавливаем для него процентный формат ячеек.

 

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник экономиста».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.