|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: Голосование: Глобальные перспективы экономики РФ и стран ЕС, ваш прогноз.
|
Экономические потери организации: причины и способы устранить рискиСтатья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 8 август 2020.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.
С какими мошенническими действиями сотрудников может столкнуться раблотодатель? Как эти действия могут повлиять на экономические показатели предприятия? Как минимизировать риски, связанные с мошенничеством?
Мошенничество — это хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием[1]. В данной статье мошенничеством мы будем называть любой обман работодателя, который так или иначе ухудшает экономическое состояние организации. Мы сделали это уточнение потому, что в некоторых ситуациях, которые будут описаны в статье, привлечь работника к уголовно-правовой ответственности не удастся из-за того, что они не будут полностью соответствовать критериям мошенничества, данным в Уголовном кодексе РФ. МОШЕННИЧЕСТВО ПРИ ЗАКУПКАХ ПРОДУКЦИИПример 1Закупка некачественного основного средства, товара, работы услуги Знакомый главбух жалуется на то, что их компания так оптимизировала расходы, что экономическое состояние предприятия стало хуже, чем было. Закупаются самые дешевые оборудование и оргтехника. Они очень плохого качества (быстро ломаются). Приходится часто покупать новые либо тратить значительные средства на ремонт. В общем, вместо экономии — лишние траты. «Вообще-то оптимизация затрат заключается в том, чтобы найти лучшее предложение на рынке по соотношению «цена-качество», а не в том, чтобы найти самое дешевое», — говорю я.
На самом деле часто менеджеры по закупкам получают «откаты» от продавцов за то, что приобретают у них для организации ту или иную продукцию. Это могут быть не только средства производства, но и некачественные товары, которые потом организация не сможет реализовать конечным покупателям, спецодежда, строительные материалы и т. д. Негативные экономические последствия такого мошенничества зависят от того, что именно было приобретено. Так, если это некачественные средства производства, то, как это стало понятно из примера выше, для организации это выльется в лишние незапланированные траты на ремонт или покупку оборудования, т. е. у организации увеличатся расходы. Проиллюстрируем сказанное на цифрах. Допустим, у организации две альтернативы: • первая: приобрести дорогое оборудование за 10 млн руб. без НДС, которое будет работать 9 лет; • вторая: приобрести гораздо более дешевое оборудование — за 5 млн руб. без НДС, которое будет ломаться 1 раз в три года. То есть за 9 лет организация потратит 15 млн руб. на покупку оборудования, что на 5 млн руб. больше, чем в первом случае. Если же закупаются некачественные товары для продажи, скорее всего, продать их все не получится, и у организации уменьшатся доходы в ближайшем периоде. Кроме того, при продаже некачественной продукции у организации могут возникнуть репутационные риски, что приведет к падению выручки в долгосрочной перспективе. МОШЕННИЧЕСТВО ПРИ ПРОДАЖАХТипичные виды мошенничества при продажах: • вместо товара (работы, услуги) организации менеджер продает свою продукцию (работу, услугу); • товар (работа, услуга) продаются на невыгодных для предприятия условиях; • присваиваются бонусы, баллы и пр., полагающиеся покупателю. Продажа вместо товара (работы, услуги) организации своей продукции (работы, услуги)Пример 2Наемный директор строительной компании «А» перенаправляет клиентов, которые обращаются в компанию «А», в компанию «Б», уверяя, что цены там значительно ниже. Компания Б принадлежит его другу. Пример 3В фитнес-центре часть услуг тренеры оказывают неофициально. Деньги за эти услуги идут в карман тренеров в обход кассы, руководители организации об этом не знают.
Негативные экономические последствия мошенничества Первая организация (пример 2) несет текущие расходы (на аренду, зарплату, рекламу и т. д.), а вот доходов для их покрытия она может так никогда и не получить. И однажды это приведет ее к банкротству. Вторая организация (пример 3) не получает часть выручки, что скажется на ее финансовом состоянии. [1] Статья 159 Уголовного кодекса РФ. |
|
Для связи: box@buhgalter-info.ru | Реклама на сайте | Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник экономиста». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |