|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: Голосование: Глобальные перспективы экономики РФ и стран ЕС, ваш прогноз.
|
ABC-анализ ассортимента продукции предприятия с помощью ExcelСтатья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 1 январь 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска. С помощью каких инструментов Excel можно провести АВС-анализ ассортимента продукции? Как выбрать критерии АВС-анализа ассортимента продукции? В какой последовательности нужно проводить АВС-анализ ассортимента продукции с помощью Excel?
ABC-анализ широко используется в качестве инструмента управления доходами от реализации и оптимизации запасов продукции/товаров. Результаты АВС-анализа ассортимента продукции — важный источник данных для всех ключевых подразделений компании: коммерческой, маркетинговой и финансовой служб, производства, логистики. Рассмотрим порядок АВС-анализа на примере. Все расчетные таблицы вы можете скачать на «Сервисе форм» и, подставив свои данные, использовать в работе. АВС-анализ основывается на правиле Парето, согласно которому 20 % реализуемого ассортимента продукции дают 80 % дохода от реализации, а оставшиеся 80 % реализуемого ассортимента продукции дают компании только 20 % дохода от реализации. На практике пропорции не будут точно соответствовать значениям 20/80. Кроме того, чтобы удержать долю рынка, недостаточно уделять внимание только 20 % ассортимента продукции. Поэтому при проведении АВС-анализа выделяют три группы ассортимента: • группа А включает в себя 20 % ассортимента продукции, которая дает предприятию 80 % дохода от реализации; • группа В — это 30 % ассортимента продукции, которые приносят предприятию 15 % дохода от реализации; • в группу С входят 50 % оставшегося ассортимента продукции, дающего предприятию 5 % дохода от реализации. Чтобы провести АВС-анализ ассортимента продукции предприятия, необходимо произвести выборку и группировку значительного количества данных о реализации продукции. И наиболее подходящий инструмент для этих операций — табличный редактор MS Excel. С его помощью можно провести АВС-анализ ассортимента продукции в нескольких вариантах в несколько простых шагов. АВС-АНАЛИЗ АССОРТИМЕНТА ПРОДУКЦИИ С ПОМОЩЬЮ EXCELТабличный редактор Excel содержит необходимые для АВС-анализа формулы работы с исходными данными ЕСЛИ, ВПР/ГПР и функционал сортировки табличных данных. В зависимости от потребностей менеджмента компании ассортиментный АВС-анализ с помощью Excel можно выполнить как по отдельному признаку (количество продаж продукции, сумма реализации, доход от реализации и т. д.), так и комплексно по нескольким признакам. По результатам такого анализа можно будет понять: • какой ассортимент продукции в компании приоритетен (группа А) и требует повышенного внимания; • какая часть ассортимента продукции находится в средней группе значимости (группа В); • какая часть ассортимента является малозначимой и может быть без ущерба выведена из линейки выпускаемой продукции (группа С). Алгоритм АВС-анализа ассортимента продукции с помощью табличного редактора Excel можно представить в виде цепочки последовательных шагов (рис. 1).
Рассмотрим эти шаги подробнее.
Шаг 1. Выгружаем данные об ассортименте продукции в файл Excel. На этом этапе:
Шаг 2. Рассчитываем показатели структуры ассортимента продукции. На этом этапе собираем данные о структуре выбранных критериев ассортимента продукции, так как АВС-анализ проводится именно на основе удельных значений ассортиментной единицы в общей массе показателя. Добавляем к выгруженной из учетной базы таблице столбцы для каждого выбранного критерия и прописываем в ячейках этих столбцов формулу:
Значение показателя ассортиментной единицы / Общая сумма показателей ассортиментных единиц × 100 %.
В результате по каждому добавленному столбцу получаем значение удельного веса (в процентах) каждой ассортиментной единицы анализируемой продукции.
Шаг 3. Сортируем ассортимент продукции по группам. Третий этап АВС-анализа состоит из двух частей:
1. Сначала выводим группу значимости для каждой ассортиментной единицы продукции. Для этого добавляем в аналитическую таблицу еще одну колонку и в ее ячейке по строке первой ассортиментной единицы прописываем расчетную формулу с использованием функции ЕСЛИ. Обращу внимание читателей на то, что нам нужно получить данные не по двум, а по трем групповым значениям (А, В и С), поэтому формула будет составная:
=ЕСЛИ(Значение ячейки с удельным весом ассортиментной единицы>Нижняя граница группы А в%;"A";ЕСЛИ(Значение ячейки с удельным весом ассортиментной единицы >Нижняя граница группы В в%;"B";"C"))
Здесь нужно пояснение: под нижней границей группы подразумевается такое значение удельного веса, выше которого все ассортиментные единицы продукции в АВС-анализе относятся к данной группе. Каждая компания может устанавливать свои границы ассортиментных групп. Например, я для рассматриваемого примера АВС-анализа взял такие параметры: • ассортиментные единицы продукции, удельный вес которых выше 5 %, относятся к группе А; • ассортиментные единицы продукции, которые находятся в диапазоне выше 2,5 % и до 5 % относятся к группе В; • соответственно, в группе С окажутся те ассортиментные единицы продукции, удельный вес которых не больше 2,5 %.
2. Ранжируем ассортиментные единицы продукции по указанным группам. Для этого выделяем на листе Excel диапазон данных, который собираемся сортировать, и выбираем в меню редактора путь Данные → Сортировка. В открывшемся диалоговом окне выбираем: • Столбец → Сортировать по (номер или буквенное обозначение столбца, в котором расположены обозначения групп значимости, которые мы присвоили ассортиментным единицам в первой части этого этапа); • Сортировка — Значения ячеек; • Порядок — От А до Я (потому что в выбранном столбце у нас указаны А, В, С). В результате получаем таблицу, в которой ассортиментные единицы продукции выстраиваются в порядке убывания от наибольшего удельного веса показателя ассортиментных единиц к наименьшему и в алфавитном порядке по группам значимости. |
|
Для связи: box@buhgalter-info.ru | Реклама на сайте | Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник экономиста». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |