Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Справочник экономиста»
Журнал «Справочник экономиста»

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенСвета, Статус неизвестенirina_accountant.

Посмотреть все

Голосование:

Глобальные перспективы экономики РФ и стран ЕС, ваш прогноз.




Учет и контроль транспортных расходов организации

Статья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 7 июль 2021.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Виды транспортных расходов

Учет транспортных расходов

Контроль транспортных расходов

 

Расскажем, как отражать расходы в зависимости от вида деятельности организации, принятой учетной политики, а также исходя из условий доставки товара, как оформлять необходимые документы.

УЧЕТ ТРАНСПОРТНЫХ РАСХОДОВ

Транспортные расходы — составная часть общей величины затрат организаций. В их состав входят расходы, связанные с транспортировкой груза или сотрудников. В российском законодательстве нет индивидуальных правил учета этих расходов, поэтому каждая организация самостоятельно разрабатывает свой вариант учета транспортных расходов.

Бухгалтерский учет транспортных расходов

Общие требования к составу затрат, признаваемых расходами в бухгалтерском учете, содержатся в ПБУ 10/99 «Расходы организации»[1]. Для их учета используют счета:

20 «Основное производство»;

26 «Общехозяйственные расходы»;

44 «Расходы на продажу».

В течение месяца транспортные расходы могут быть отражены полностью или частично на счетах:

23 «Вспомогательное производство»;

25 «Общепроизводственные расходы»

с последующим списанием на счет 20 «Основное производство».

 

К сведению

Организация вправе утвердить порядок распределения транспортных расходов в подобной ситуации самостоятельно, закрепив его в учетной политике.

 

Например, транспортные расходы могут распределяться пропорционально стоимости приобретенных товаров, их количеству, весу или другим подходящим для конкретного вида товара характеристикам.

При доставке материалов или товаров необходимо учитывать п. 11 ФСБУ 5/2019 «Запасы»[2], предписывающий учитывать транспортные расходы в себестоимости полученных ТМЦ. Этот порядок применяют, если по документам можно установить сумму транспортных расходов, понесенных на доставку конкретных ТМЦ.

Транспортные расходы могут отражаться в стоимости товара либо в текущих расходах организации. Рассмотрим примеры отражения транспортных расходов в бухгалтерском учете.

 

Отражение транспортных расходов в стоимости товара

Торговая организация приобрела у поставщика товары на условиях самовывоза. Собственного автотранспорта у организации нет, и она заключила договор с транспортной организацией на доставку этого товара со склада поставщика на свой склад.

Так как в этом случае транспортные расходы связаны с доставкой товара, то они учитываются в стоимости доставленного товара.

Отражение в бухгалтерском учете:

1. Товар получен и доставлен на склад торговой организации (НДС не облагается):

Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 500 000 руб.

2. Услуги транспортной организации за доставку товара (без учета НДС) отражены в стоимости доставленного товара:

Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 10 000 руб.

3. Отражена сумма НДС от стоимости услуг транспортной организации:

Дебет счета 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» — 2000 руб.

4. Товар передан в магазин на продажу по фактической себестоимости:

Дебет счета 41 «Товары» субсчет «Склад магазин» Кредит счета 41 «Товары» субсчет «Центральный склад» — 510 000 руб. (500 000 + 10 000).

 

Отражение транспортных расходов в текущих расходах организации

Производственное предприятие купило пиломатериалы на 200 000 руб. и вывезло их со склада поставщика собственным автотранспортом.

Автотранспорт предприятия регулярно совершает рейсы по доставке приобретенных материалов от поставщиков и изготовленной продукции — покупателям.

Исходя из учетной политики транспортные расходы учитываются по фактическим расходам — 35 000 руб. — по счету 26 «Общехозяйственные расходы».

Отражение в учете:

1. Получен материал от поставщика:

Дебет счета 10 «Материалы» Кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — 200 000 руб. (НДС не облагается).

2. Отражены транспортные расходы:

Дебет счета 26 «Общехозяйственные расходы» субсчет «Транспортные расходы» Кредит счета 02 «Амортизация основных средств»; счета 10 «Материалы» субсчет «ГСМ» — 35 000 руб.

Налоговый учет транспортных расходов

Для налогового учета транспортных расходов необходимо определить в учетной политике, будут они отражаться в составе прямых или косвенных расходов.

 

К сведению

Организация вправе учесть транспортные расходы в текущих налоговых расходах, если выполняются требования ст. 252 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) — расходы экономически оправданы, обоснованы и документально подтверждены первичными документами.

 

Торговые организации отражают транспортные расходы согласно ст. 320 НК РФ: налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с их приобретением. Эта стоимость учитывается при реализации товаров (подп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ). Так, расходы, связанные с приобретением товаров, могут:

• включаться в стоимость покупных товаров

• или учитываться как издержки обращения и в стоимость покупных товаров не включаться.

Налогоплательщик имеет право выбрать один из предложенных способов учета расходов на доставку покупных товаров до склада. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.

Если транспортные расходы оплачиваются сверх цены товара по договору либо доставку осуществляет сторонняя организация, то для целей налогового учета транспортные расходы, связанные с приобретением товаров, всегда включаются в расходы на продажу (ст. 320 НК РФ).

Если транспортные расходы выделены в договоре отдельной строкой, их нужно учитывать отдельно от цены товара.

При учете транспортных расходов, относящихся к остаткам нереализованных товаров, их налоговый расход определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке (см. таблицу).

 

Расчет суммы прямых расходов, относящейся к остатку нереализованных товаров

 

При этом сумма транспортных расходов распределяется не на фактические остатки товаров на складе, а именно на остатки товаров, право собственности на которые еще не перешло к покупателю.

 

Расчет остатка транспортных расходов на конец отчетного периода

В налоговом учете компании числятся:

800 000 руб. — общая стоимость проданных товаров в октябре;

150 000 руб. — стоимость нереализованных товаров на конец октября;

100 000 руб. — сумма транспортных расходов за октябрь;

30 000 руб. (сальдо счета 44) — сумма прямых транспортных затрат, приходящихся на остаток товаров на начало октября.

Расчет налоговых расходов:

• сумма прямых транспортных расходов,  подлежащих списанию в октябре:

100 000 руб. + 30 000 руб. = 130 000 руб.;

• сумма товаров, реализованных в октябре, плюс сумма не реализованных на конец этого же месяца товаров:

800 000 руб. + 150 000 руб. = 950 000 руб.

Определим средний процент как отношение суммы прямых расходов к стоимости товаров:

130 000 руб. / 950 000 руб. × 100 % = 13,68 %.

Чтобы определить сумму прямых расходов, относящихся к остатку нереализованных товаров, умножим средний процент на стоимость остатка товаров на конец октября:

150 000 руб. × 13,68 % = 20 520 руб. Эту сумму не учитываем в налоговых расходах за октябрь.

Рассчитаем сумму транспортных расходов, которые будут учитываться в составе прямых налоговых расходов за октябрь:

130 000 руб. – 20 520 руб. = 109 480 руб.

 

Если компания реализует несколько видов товаров, то сумма транспортных расходов, которая относится к нереализованным товарам, определяется по общему остатку товаров. Распределять транспортные расходы по видам товаров Налоговый кодекс РФ не требует.

Условия отражения в учете транспортных расходов

Итак, порядок учета транспортных расходов зависит от вида деятельности организации, принятой учетной политики, а также условий доставки по каждой сделке. Но при этом важно также выяснить, имеет ли организация право отражать в своем учете понесенные транспортные расходы.

В договоре купли-продажи оговаривается, какая сторона несет расходы по доставке товаров до склада покупателя. Такое же условие должно быть отражено в счете-оферте или договоре публичной оферты.

В договоре может быть установлено, что расходы по транспортировке товаров несет продавец товаров, который и доставляет товар до склада организации. В этом случае у покупателя нет оснований отражать в учете связанные с доставкой товара транспортные расходы.

Доставку товаров может осуществлять покупатель, если право собственности на товар переходит к нему не на его территории, а, к примеру, на складе продавца. Покупатель может воспользоваться собственными транспортными средствами либо услугами специализированной транспортной организации, но в любом случае транспортные расходы будут отражены на его балансе и в составе его расходов.

Виды транспортных расходов

Для анализа, планирования и учета транспортных расходов необходимо их сгруппировать по видам, например:

• транспортные услуги сторонних организаций;

• расходы по содержанию собственного автотранспорта;

• использование личного автотранспорта сотрудников;

• аренда автотранспорта с экипажем и без экипажа.

Кроме этого, в зависимости от вида деятельности организации и объема выручки внутри каждого вида на практике применяют дополнительный аналитический классификатор учета транспортных расходов исходя из требований локального технологического процесса.

Например, в торговле можно применить классификатор в зависимости от конечного пункта назначения:

• расходы, связанные с закупкой товаров (доставка приобретенных товаров до склада торговой компании);

• расходы, связанные с транспортировкой товаров между подразделениями компании (со склада на склад);

• расходы, связанные с продажей товаров (доставка проданных товаров покупателю).

Проанализируем два наиболее используемых вида транспортных расходов.

Услуги сторонней транспортной организации

Чтобы отразить в учете такие услуги, необходимо иметь следующий комплект документов:

1. Договор или счет на перевозку грузов.

2. Акты сдачи-приемки оказанных услуг.

Составляются ежемесячно в произвольной форме в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Акт сдачи-приемки оказанных услуг — основание для отнесения на себестоимость затрат по договору перевозки, а также для составления подрядчиком счета-фактуры для расчетов по НДС. Необходим в тех случаях, когда в стоимость услуг, кроме транспортных, входят  оплату дополнительных услуг, например: обеспечение постоянной готовности транспортных средств для ускоренной подачи их по заявке организации и др. Реквизиты акта должны соответствовать ст.9 ФЗ «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ от 06.12.2011г.

3. Товарно-транспортные накладные (ТТН) на перевозку грузов, принадлежащих организации.

ТТН выполняет, главным образом, две функции:

• во-первых, она служит доказательством наличия правоотношений между грузоотправителем и перевозчиком по перевозке груза и, соответственно, средством правовой защиты интересов сторон при возникновении спора;

• во-вторых, она регулирует отношения сторон по договору перевозки груза, определяя условия перевозки. При приеме груза перевозчик вправе сделать оговорки в транспортной накладной, в частности, касающиеся недостатков упаковки груза. Если договором предусмотрено, что товар доставляется на склад покупателя автомобильным транспортом, помимо накладной формы ТОРГ-12 (или УПД) оформляется еще и ТТН по форме 1-Т[3] независимо от того, кто доставляет товар — покупатель, продавец или специализированный перевозчик[4].

При этом если доставку товара осуществляет поставщик и стоимость доставки выделяется отдельной строкой, такой договор поставки будет являться смешанным (продажа товара и его доставка, которая регулируется правилами, применяемыми к договорам перевозки). Следовательно, у покупателя тоже должна быть товарная накладная (оформляется поставщиком) и ТТН.

Если доставку товара организует экспедитор, кроме транспортной накладной, ТТН (если покупатель является грузополучателем) необходимо наличие поручения экспедитору и экспедиторской расписки[5].

Если надлежаще оформленной транспортной накладной не будет, факт принятия груза перевозчиком и оказания им услуг перевозки может быть признан судом недоказанным. В этом случае наличие между сторонами договорных отношений может подтверждаться иными доказательствами.

4. Счета-фактуры. Они выставляются транспортной фирмой на организацию согласно требованиям ст. 169 НК РФ, составляются в течение пяти дней с даты составления акта сдачи-приемки оказанных услуг и на основании данного акта.

Счета-фактуры — основание для оприходования НДС, уплаченного подрядчику, а также для принятия его к зачету при соблюдении условий, установленных Налоговым кодексом РФ.

Таким образом, если вы планируете использовать услуги сторонней транспортной организации, позаботьтесь о том, чтобы у вас были оформлены первичные документы. И если у вас будет правильно оформленная документации, вам будет проще контролировать целесообразность данных расходов. Кроме того, так вы сведете к минимуму налоговые риски при проверке контролирующего органа.

Расходы по содержанию собственного автотранспорта

К данным расходам, в частности, относятся:

• расходы на ГСМ (все виды топлива — газ, бензин, дизтопливо, масла и смазки и пр.);

• расходы на технический осмотр;

• расходы на покупку «зимней» резины;

• затраты на мойку автомобиля;

• плата за хранение автомобиля на платной стоянке и др.

Такие расходы относятся к расходам по обычным видам деятельности[6]. Расходы на содержание служебного транспорта отражаются по соответствующей статье затрат — как правило, в составе общехозяйственных расходов по дебету счета 26 «Общехозяйственные расходы» и кредиту счетов 10, 69, 70 и др.

Сумма расходов по ГСМ в учете отражается на основании данных о пробеге автомашины, указанных в путевых листах, по нормам расходования ГСМ, утвержденным организацией.

Сумма расхода отражается по дебету счета учета затрат в корреспонденции с кредитом счета 10 субсчет «Топливо».

Основной документ для учета использования ГСМ — путевые листы, которые не только обосновывают расходы на ГСМ, но и в целом подтверждают экономическую обоснованность и производственную направленность затрат, связанных с использованием автотранспорта.

 

К сведению

Актуальные обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены Приказом Минтранса России от 11.09.2020 № 368, который применяется организациями и ИП, эксплуатирующими легковые автомобили.

 

Организации, не относящиеся к транспортным, могут разработать собственную форму путевого листа с учетом требований Приказа № 368 и обязательных реквизитов, указанных в ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 26.07.2019).

Сверхнормативный расход топлива в бухгалтерском учете включается в состав прочих расходов, а в налоговом не уменьшает налоговую базу. Базовые нормы расхода ГСМ установлены Методическими рекомендациями[7]. В то же время в письме от 22.06.2010 № 03-03-06/4/61 Минфин России разрешил налогоплательщику руководствоваться технической документацией и (или) информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля, до принятия приказа организации, утверждающего нормы, разработанные в установленном порядке.

 

Расчет расходов по ГСМ

Организация закупает ГСМ для служебных автомобилей. В течение августа топливо заправлялось в бак автомобиля трижды (все цены указаны без НДС):

• 2 августа — 70 л по цене 20 руб. за 1 л на сумму 1400 руб.;

• 10 августа — 60 л по цене 19 руб. за 1 л на сумму 1140 руб.;

• 20 августа — 70 л по цене 22 руб. за 1 л на сумму 1540 руб.

Согласно путевым листам и нормам, установленным в организации, за август израсходовано 170 л бензина.

Согласно учетной политике списание производится по средней себестоимости.

Рассчитаем количество ГСМ, подлежащих списанию в августе месяце.

Сначала определяем среднюю себестоимость единицы материалов (1 л):

(1400 руб. + 1140 руб. + 1540 руб.) / (70 л + 60 л + 70 л) = 20,4 руб.

Тогда стоимость бензина, подлежащая списанию, составит:

20,4 руб. × 170 л = 3468 руб.

Отражение в учете:

Дебет счета 20 Кредит счета 10 субсчет «Топливо в баках» — 3468 руб. — списана стоимость ГСМ за август месяц.

Контроль транспортных расходов

При планировании расходов на содержание служебного автотранспорта рекомендуется сопоставить:

• сумму инвестирования денежных средств в покупку новых автомашин (при необходимости);

• плановую сумму затрат по их эксплуатации (с учетом транспортного налога);

• плановый объем их ежемесячных поездок;

• ликвидную стоимость автомашин

и среднюю стоимость аренды автотранспорта или услуг транспортных организаций.

На основе полученных результатов можно будет сделать вывод об эффективности использования или уровне потребности в наличии собственного автотранспорта.

Расходы на собственный автотранспорт организация должна систематически контролировать. Это позволит выявлять непроизводственные расходы и факты хищения имущества организации при эксплуатации собственного автопарка.

Возможные варианты непроизводственных потерь:

• поездки по личным нуждам;

• завышение норм расхода топлива;

• открытый слив ГСМ;

• махинации на топливных складах предприятий и т. п.

Первоочередная задача контроля — предотвратить как разовые прецеденты, так и систематические действия. О хищениях могут свидетельствовать:

• систематический необоснованный перерасход ГСМ;

• указание маршрутов в путевом листе, не соответствующих производственным целям;

ە время и даты заправок машины, не соответствующие рабочему времени.  

При контрольных действиях маршруты должны быть проверены на правильность километража и рациональность.

Если окажется, что непроизводственные потери возникли по вине работника, взыскать сумму ущерба можно с его согласия. Если работник не согласен добровольно возместить ущерб, его можно взыскать только через суд, доказав, что есть вина работника в этом перерасходе.

Вполне обоснованной будет и позиция организации, согласно которой виновник должен не только возместить покупную стоимость ГСМ, но и компенсировать расходы, связанные с его доставкой, хранением: работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, который регламентирует данный случай (с. 238 Трудового кодекса РФ).

Потери не по вине работников списываются в состав прочих расходов в периоде их выявления на основании решения руководителя о источнике их списания.

Важный блок контрольных мероприятий — проверка наличия в организации и правильного заполнения следующих документов:

1) при списании ГСМ:

• приказы руководителя организации, утверждающие нормы расхода топлива (см. пример);

• путевые листы;

• документы об оплате топлива или авансовые отчеты, если топливо приобреталось через подотчетное лицо;

• акты о списании материальных запасов.

Приказ об утверждении норм расхода топлива и ГСМ

 

2) при списании расходов по хранению автотранспортных средств на платных стоянках:

• договор на хранение (сохранная расписка (квитанция) — при кратковременной (разовой) постановке автомототранспортного средства на автостоянку (на срок не более суток));

• документы, подтверждающие оплату услуг (платежное поручение, выписка банка по расчетному счету, чеки ККТ, товарные чеки, БСО);

3) при списании расходов на оказание услуг по мойке, техобслуживанию транспортных средств:

• договор, акт об оказании услуг;

• чеки ККТ, товарные чеки, квитанции, БСО (при оплате наличными денежными средствами).

Резюме

Если у организации есть транспортные расходы, нужно учитывать все составные части этих расходов: расчет норм ГСМ, запчасти, амортизация, оформление путевых листов, текущий и капитальный ремонт автотранспорта, оплата транспортного налога, стоимость услуг транспортных организаций, размер арендной платы при аренде или лизинге автотранспорта.

Все эти показатели должны быть изначально учтены в бизнес-планировании деятельности организации. Все эти показатели нужно систематически мониторить.

 

[1] Утверждено Приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н (в ред. от 06.04.2015; далее — ПБУ 10/99).

[2] Утвержден Приказом Минфина России от 15.11.2019 № 180н

[3] Утверждена Постановлением Госкомстата России от 28.11.1997 № 78.

[4] Письмо Минфина России от 20.07.2015 № 03-03-06/1/41407, п. 2 ст. 785 Гражданского кодекса РФ.

[5] Письмо УФНС России по г. Москве от 27.09.2011 № 16-15/093505.

[6] Пункты 5, 7 ПБУ 10/99.

[7] Утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (в ред. от 20.09.2018).

© 2006—2021, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник экономиста».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.