Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Справочник экономиста»
Журнал «Справочник экономиста»

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенНаташа.

Посмотреть все

Голосование:

Глобальные перспективы экономики РФ и стран ЕС, ваш прогноз.




Необоснованный рост накладных расходов: как его не допустить?

Статья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 4 апрель 2024.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.

Ключевые вопросы:

Как планировать накладные расходы?

Как определить лимиты расходования денежных средств?

Как проконтролировать исполнение бюджетов накладных расходов и разработать мероприятия по их оптимизации?

 

Накладные расходы — это неосновные расходы компании, которые нельзя напрямую перенести на себестоимость определенной продукции.

К сведению

Накладные расходы почти не зависят от объемов производства, поскольку учитываются в общем по предприятию и распределяются на несколько заказов, изделий, партий, договоров.

В состав накладных расходов включают затраты, перечисленные на рисунке.

Какие расходы называют накладными?

Как настроить систему мониторинга за ростом накладных расходов?

Накладные расходы распределяются по всем заказам, договорам, товарам, поэтому может показаться, что в структуре цены они «теряются». Из-за этого во многих компаниях накладные расходы бесконтрольно растут из года в год. Следовательно, очень важно мониторить какие именно статьи таких расходов увеличиваются и почему.

Так как накладные расходы невозможно отнести к конкретному продукту (заказу, договору), надо определить порядок их переноса в состав себестоимости продукции, т. е. распределения между ее видами (пропорционально заработной плате основного производственного персонала, стоимости сырья, материалов и т. д.). Этот порядок обязательно нужно закрепить в учетной политике компании.

Накладные расходы анализируют по компании в целом за определенный период, например календарный год.

Есть всего два пути сокращения накладных расходов в расчете на единицу продукции:

1) непосредственно уменьшить эти расходы по всем или отдельным их статьям;

2) увеличить объемы производства и реализации при неизменной величине накладных расходов. Тогда их сумма в расчете на единицу продукции станет меньше.

Узнать больше:

• Новые методики бюджетирования накладных расходов: какие они?

Для оптимизации накладных расходов, рекомендуется рассматривать сметы этих расходов за календарный год и в динамике за несколько лет.

Пример сметы накладных расходов ООО «Титан» представлен в табл. 1.

Как выглядит смета накладных расходов?

В примере из табл. 1 мы видим рост накладных расходов при ежегодном уменьшении фонда оплаты труда производственных рабочих. За счет этого увеличивается средний процент распределения накладных расходов: с 67,50 % в 2021 г. до 105,93 % в 2023 г. Получается, что заработная плата рабочих в динамике стала ниже. Значит, скорее всего снижаются объемы производства, уменьшается количество производственного персонала.

Для уменьшения среднего процента распределения накладных расходов, как было сказано ранее, нужно снижать саму сумму этих расходов и наращивать объемы производства продукции (за счет чего увеличится размер базы распределения накладных расходов).

Накладные расходы имеют, как правило, наименьший удельный вес в себестоимости продукции, и их сокращение минимально сказывается на производственном процессе, в отличие от сокращения прямых затрат.

Однако нельзя сказать, что накладные расходы вовсе не влияют на производство продукции — нет, они нужны для нормальной организации работы и функционирования компании в целом. Поэтому при разработке стратегии оптимизации накладных расходов рекомендуется установить и использовать критерии их оценки (например, по степени значимости или влияния на производство продукции). Дополнительно необходимо выделить наиболее значительные (по удельному весу в общем объеме) расходы, а те их статьи, которые в последние несколько лет в динамике росли быстрее остальных.

Рост оплаты труда из года в год — нормальное явление, возникающее из-за, например, ежегодной индексации заработной платы. Однако, когда при уменьшении фонда оплаты труда основных производственных работников одновременно наблюдается рост оплаты труда работников, не относящихся к основному производственному персоналу, это должно насторожить. Получается, что объемы производства падают, заработная плата производственных рабочих снижается (возможно, сокращается и их численность), но при этом непроизводственный персонал начинает получать больше (или самих этих работников становится больше). Такая тенденция негативно характеризует стратегию развития производственной компании.

Компания должна стремиться к оптимизации накладных расходов на постоянной основе, а не только в ситуациях, когда уже выявлены их проблемные статьи.

Можно предложить следующие рекомендации по уменьшению накладных расходов.

1. Чтобы сократить затраты на оплату труда и страховые взносы, можно:

• уменьшить численность работников (устранить дублирование трудовых функций, устранить ситуации, в которых множество начальников руководит горсткой исполнителей, оптимизировать штатное расписание и др.);

• понизить заработную плату (например, за счет пересмотра положения о премировании, пересмотра штатного расписания, перехода с одной формы оплаты труда на другую и др.);

• нанять фрилансеров. Уменьшатся суммы заработной платы, расходы на содержание офисов (оборудование рабочих место, электричество и др.);

• привлечь аутсорсинговые компании для выполнения определенных функций на договорной основе (например, многие некрупные и средние компании отдают на аутсорсинг бухгалтерский учет, что значительно сокращает расходы не только на оплату труда бухгалтерии, но и на повышение квалификации бухгалтеров, приобретение периодических изданий и т. д.) и др.

2. Для сокращения командировочных расходов рекомендуется:

1) планировать затраты на командировки заранее, чтобы учитывать их в системе бюджетирования и не направлять в командировку больше людей, чем это реально необходимо, и на сроки, превышающие нужные;

2) пересмотреть условия компенсации расходов, понесенных сотрудниками в командировке. Существуют расходы, которые обязательно возмещать согласно действующему законодательству, но есть и расходы, возмещение которых осуществляется по усмотрению работодателя. Например, рекомендуется ограничить приобретение командированными работниками билетов в вагоны классов «купе», «СВ», «люкс», «бизнес», ввести ограничения по оплате услуг гостиниц и др.

3. Для уменьшения расходов по аренде имущества можно рассмотреть возможность:

• приобретения арендуемого имущества в собственность (возможно, в долгосрочной перспективе это будет выгоднее);

• смены места размещения офиса или производственных площадей, то есть переезда в локацию с более дешевой арендой (однако при экономии в долгосрочной перспективе это повлечет дополнительные расходы на переезд, дооборудование, ремонт и т. д.);

• передачи части арендуемой площади в субаренду и др.

4. Для сокращения транспортных расходов можно:

• сократить автопарк предприятия;

• использовать услуги аутсорсинговых и логистических компаний и др.

Для того чтобы стратегия оптимизации издержек работала максимально эффективно, рекомендуем не только проводить постоянный мониторинг показателей себестоимости и, находя слабые места, определять методы их устранения, но и разрабатывать регламенты с детализированным описанием мероприятий по оптимизации, указанием ответственных лиц и ориентировочных сроков реализации (с учетом предполагаемого экономического эффекта от нее).

Дополнительно по теме:

• Как учесть отклонения между нормативной и фактической себестоимостью в управленческом и бухгалтерском учете

Как планировать накладные расходы и устанавливать лимиты расходования денежных средств?

Чтобы контролировать расходование денежных средств и не допускать необоснованный рост накладных расходов, необходимо внедрить в компании систему бюджетирования и планирования.

Суммы, предусмотренные утвержденными бюджетами, должны стать не просто плановыми значениями показателей, а лимитами расходования денежных средств. При расходовании денежных средств в рамках бюджета можно не требовать никаких дополнительных согласований. В случае превышения дозволенного лимита расходования необходимо обратиться за согласованием, например, к коммерческому или финансовому директору.

Бюджетные лимиты можно устанавливать:

по статьям затрат (оплата труда, расходы на аренду, на ремонт и содержание помещений, материальные, канцелярские, консультационные, транспортные расходы и т. д.);

в разрезе центров финансовой отчетности (далее — ЦФО), подразделений компании, которые отвечают за достижение определенных результатов. В этом случае бюджеты с лимитами расходования средств (например, на канцелярские товары, приобретение новой техники, содержание помещений, оплату труда и т. д.) формируют для каждого ЦФО (отдела материального снабжения, отдела труда и заработной платы, планово-экономического отдела и др.). Однако формирование бюджетов в разрезе ЦФО не исключает формирования сводных консолидированных отчетов (в т. ч. по статьям затрат);

Обратите внимание

Есть категории расходов, которые не имеет смысла «разбивать» по ЦФО, например расходы на электроэнергию или водоснабжение. Их лучше учитывать в целом по компании без деления на ЦФО.

по периодам планирования бюджета (годовой лимит, квартальный, месячный и т. д.).

Для определения сроков составления бюджетов накладных расходов, форм этих бюджетов, ответственных за их оформление лиц рекомендуется утвердить внутренний регламент (стандарт).

 

© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник экономиста».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.