|
В ближайшую неделю день рождения празднуют: Голосование: Глобальные перспективы экономики РФ и стран ЕС, ваш прогноз.
|
Практика антикризисного управленияСтатья была опубликована в журнале «Справочник экономиста» № 6 (96) июнь 2011.
Все права защищены. Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения статей с сайта разрешается правообладателем только с обязательной ссылкой на печатное СМИ с указанием его названия, номера и года выпуска.
В статье рассматриваются возможности и условия реализации плана, разработанного для внешнего управления промышленно-торговым предприятием, проходящим процедуру банкротства. На практическом примере обосновывается экономическая целесообразность планируемых мероприятий плана внешнего управления, приводятся краткие выводы.
В практике антикризисного управления внешнее управление является одной из процедур банкротства. В соответствии с пп. 1, 2 ст. 106 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (ред. от 03.05.2011; далее — Федеральный закон № 127-ФЗ) назначенный арбитражным судом для реализации процедуры внешнего управления арбитражный (внешний) управляющий должен разработать план внешнего управления. Согласно ст. 107 арбитражный управляющий должен представить план внешнего управления на утверждение собранию кредиторов. Для того чтобы реструктурировать компанию-должника, вводят мораторий на удовлетворение требований кредиторов к должнику, восстанавливают платежеспособность за счет реализации комплекса специальных мер, что достигается посредством внешнего управления. Арбитражный управляющий разрабатывает план внешнего управления (п. 2 ст. 74, п. 1 ст. 82 Федерального закона № 127-ФЗ). Детальная регламентация формы и содержания плана внешнего управления законом не предусматривается.
Внешнее управление должно способствовать восстановлению платежеспособности должника. Существует законодательно установленный критерий восстановления платежеспособности должника. Получается, что требования кредиторов внешний управляющий должен удовлетворить так, чтобы полностью погасить задолженности к моменту окончания периода внешнего управления. В настоящей статье рассматривается вариант разработки плана внешнего управления для убыточного промышленно-торгового предприятия с целью восстановления его платежеспособности. Краткие сведения о предприятии Действующее предприятие с условным названием «Автохим» с начала 1990-х гг. организовало производство и реализацию товаров химической промышленности для автомобилистов (в частности, реализовывались моторные масла известных нефтехимических фирм, тормозные жидкости, салфетки, ароматизаторы и т. д.). В связи с колебаниями спроса на продукцию в условиях высокой конкуренции в начале 2008 г. была предпринята попытка существенно увеличить объемы выпуска и реализации продукции. Планируемый в этой связи прирост собственных оборотных средств покрывался за счет банковских кредитов. В качестве залогового обеспечения по кредитам послужили большая часть недвижимости и оборудования, акций предприятия. Указанная попытка совпала со спадом объемов реализации на рынке автохимии из-за мирового финансового кризиса. Поступления денежных средств существенно сократились, и предприятие «Автохим» стало фактическим банкротом. В конце 2008 г. предприятие обратилось в арбитражный суд с просьбой о возбуждении процедур, предусмотренных законодательством о банкротстве.
Результаты экспресс-анализа финансово-экономической деятельности В ходе инициированного процесса антикризисного управления предприятием была проведена диагностика его финансово-экономического состояния. В частности, был выявлен размер обязательств предприятия согласно данным реестра требований кредиторов (табл. 1).
Таблица 1. Сведения по кредиторской задолженности предприятия «Автохим», тыс. руб.
В рамках настоящей статьи по результатам диагностики приводится оценка платежеспособности предприятия (табл. 2).
Таблица 2. Анализ платежеспособности предприятия «Автохим»
Анализируя платежеспособность предприятия, можно отметить существенное увеличение дефицита собственного оборотного капитала, то есть на предприятии не хватает части собственного капитала, которая является источником покрытия стоимости текущих активов. Нулевое значение показателя абсолютной ликвидности показывает невозможность немедленного погашения текущих обязательств за счет денежных средств на конец периода. Коэффициенты быстрой и текущей ликвидности характеризуют невозможность погасить текущие обязательства при условии как погашения краткосрочной дебиторской задолженности, так и реализации имеющихся запасов. Коэффициент восстановления платежеспособности отражает отсутствие реальной возможности у предприятия восстановить платежеспособность в течение ближайших 6 месяцев. Коэффициент утраты платежеспособности характеризует ситуацию утраты предприятием платежеспособности. Значения коэффициентов текущей ликвидности (менее 2) и обеспеченности собственными оборотными средствами (менее 0,1) характеризуют неудовлетворительную структуру баланса предприятия. Сделаем выводы по анализу платежеспособности предприятия «Автохим»:
Выход из кризиса: разработка плана внешнего управления На основании результатов анализа финансово-экономического состояния предприятия «Автохим» и с учетом принятого решения о переориентации производства руководством предприятия была организована разработка плана внешнего управления, планируется его внедрение. При подготовке указанного плана внешнего управления были поставлены две взаимосвязанные цели: 1. Определить мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия. Платежеспособность должника признается восстановленной при отсутствии признаков банкротства, установленных ст. 20 Федерального закона № 127-ФЗ. 2. Наметить меры, позволяющие предприятию устойчиво работать по основному профилю после завершения процедуры внешнего управления. Для достижения поставленных планом внешнего управления целей восстановления платежеспособности предприятия «Автохим»предусмотрены следующие меры:
Стоимость запасов товаров, сырья и материалов, которые могут быть реализованы без ущерба для производственного процесса, составляет 69 739,0 тыс. руб. (4564,0 тыс. руб. (сырье и материалы) + 65 175,0 тыс. руб. (товары)).
Финансовая модель плана внешнего управления Оценку эффективности предложенного плана внешнего управления для предприятия «Автохим» методически целесообразно провести на основании финансовой модели плана внешнего управления предприятия, включающей разработку соответствующих бюджетов движения денежных средств. Приведем бюджет движения денежных средств предприятия «Автохим» в двух вариантах: без учета мероприятий по плану внешнего управления (вариант 1) и с учетом таких мероприятий (вариант 2). Бюджет движения денежных средств без учета указанных мероприятий приведен в табл. 3.
Таблица 3. Бюджет движения денежных средств предприятия «Автохим» без учета мероприятий плана внешнего управления, тыс. руб.
Анализ табл. 3 показывает, что при отсутствии денежного потока, связанного с мероприятиями плана внешнего управления, в IV квартале планового периода возникает дефицит денежного потока (–493,137 млн руб.). Таким образом, без учета указанных мероприятий план внешнего управления финансово нереализуем. Разработанный бюджет движения денежных средств с учетом мероприятий по плану внешнего управления предприятия приведен в табл. 4.
Таблица 4. Бюджет движения денежных средств предприятия «Автохим» с учетом мероприятий плана внешнего управления, тыс. руб.
Анализ табл. 4 показывает возможность погашения кредиторской задолженности предприятия в размере 320 415,9 тыс. руб. в конце периода внешнего управления. При этом сальдо денежного потока нарастающим итогом сохраняется положительным на всем интервале планирования (+17 134,6 тыс. руб.), что означает финансовую реализуемость плана внешнего управления.
Оценка экономической эффективности плана внешнего управления Результаты сравнительного анализа вариантов 1 и 2 по показателю сальдо денежного потока нарастающим итогом приведены на рисунке. Рисунок. Оценка экономической эффективности плана внешнего управления предприятия «Автохим»
Сравнительный анализ вариантов 1 и 2 бюджетов движения денежных средств показывает, что в сложной макроэкономической ситуации за счет комплекса мероприятий плана внешнего управления предприятию за период III квартал 2010 г. — IV квартал 2011 г. удается добиться роста эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия:
Условный экономический эффект[3] от внедрения мероприятий плана внешнего управления в течение 1,5 лет планируется в размере 510,3 млн руб.
Выводы Анализ планируемых мероприятий и финансовой модели плана внешнего управления предприятия «Автохим» приводит к следующим выводам:
Н. Н. Дворец, консультант, канд. техн. наук
Н. Е. Чернышева, НОУ ВПО «Институт социально-экономического прогнозирования и моделирования»
[1] Данные на 01.01.2009.
[2] Оценка величины квартальных поступлений денежных средств на планируемый период была сделана на основе отчетных данных формы № 4 предприятия «Автохим» за 2009 г.
[3] Условный экономический эффект рассчитан как разница вариантов сальдо денежных потоков в течение планируемого периода с учетом и без учета мероприятий плана внешнего управления. |
|
Для связи: box@buhgalter-info.ru | Реклама на сайте | Пользовательское соглашение | Политика конфиденциальности
© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник экономиста». Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное. |