Close
Логин:  Пароль: 
Поиск на форуме:
Расширенный поиск
kadrovik-info.ru
sekretar-info.ru
economist-info.ru
economist-info.ru
Журнал «Справочник экономиста»
Журнал «Справочник экономиста»

В ближайшую неделю день рождения празднуют:
Статус неизвестенЗоя, Статус неизвестенMARINA, Статус неизвестенMakkAMokkoZZZ.

Посмотреть все

Голосование:

Глобальные перспективы экономики РФ и стран ЕС, ваш прогноз.




RSS

субсидии и налогообложение

Рубрика: Свободное общение
Ответов: 2

Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте.

Светлана
Статус неизвестенСветлана
sweta1969@bk.ru
Российская Федерация, Курск
Написал 1 сообщение
Написать личное сообщение

Репутация:
+ 0 −
#1[5160]  27 октября 2009, 23:03
Оценок нет
ООО находится на УСН доходы, получила субсидию от Комитета развития малого предпринимательства,надо ли платить налог? Подскажите где можно почитать об этом.
Alex (гость)
Статус гостя неизвестенAlex (гость)
sergpogreb@yandex.ru
#2[5167] 28 октября 2009, 15:46
В соответствии с бюджетным законодательством субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (п. 1 ст. 78 БК РФ).

Бюджетный кодекс допускает предоставление субсидий юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями, только в рамках ст. 78 БК РФ - в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Цели, условия, порядок предоставления таких субсидий, а также критерии отбора юридических лиц, имеющих право на их получение, фиксируются в нормативных и муниципальных правовых актах (п. 3 ст. 78 БК РФ).
В Письме от 25.03.2008 N 02-13-10/832 Минфин подтвердил, что средства, предоставляемые управляющим организациям на основании Закона N 185-ФЗ, выделяются в виде субсидии в целях финансового обеспечения расходов юридических лиц, связанных с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.

Пункт 2 ст. 251 НК РФ гласит, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления.
К ним относятся целевые поступления из бюджета и целевые поступления на содержание некоммерческих организаций, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными получателями по назначению. При этом на налогоплательщиков - получателей целевых поступлений возложена обязанность вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений. Вправе ли общество руководствоваться названной нормой и считать субсидии, полученные из бюджета на возмещение расходов по инвестиционному проекту, целевыми поступлениями из бюджета? По мнению Минфина, однозначно нет.
Разъясняя п. 2 ст. 251 НК РФ в части целевых поступлений из бюджета, чиновники приводят определение понятия "получатель бюджетных средств", содержащееся в ст. 6 БК РФ.
Получателем может быть орган государственной власти, местного самоуправления, а также бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета.
Поскольку коммерческая организация не является получателем бюджетных средств в смысле БК РФ, денежные средства, полученные такой организацией, не могут быть признаны бюджетным финансированием и в полном объеме включаются в налоговую базу (Письмо Минфина РФ от 21.05.2008 N 03-11-04/2/85).

В другом разъяснении (Письмо от 23.05.2008 N 03-03-06/4/33) Минфин, говоря о налогообложении целевого финансирования и целевых поступлений, также обратился к понятию получателя бюджетных средств, а затем указал, что доходы, не соответствующие перечню средств и критериям целевого финансирования (целевых поступлений), применяемым в целях Кодекса, учитываются в целях налогообложения прибыли.

Заметим, что Налоговый кодекс не содержит определения понятия целевых поступлений из бюджета, так же как и перечня таких средств (в п. 2 ст. 251 НК РФ приведен лишь детальный перечень целевых поступлений на содержание некоммерческих организаций). Аналогичным образом определения понятия целевых поступлений из бюджета нет и в Бюджетном кодексе.

Полагаем, что п. 2 ст. 251 НК РФ не устанавливает специальных требований к статусу налогоплательщика - получателя целевых поступлений из бюджета, при несоблюдении которых (требований) бюджетные средства не признаются целевыми поступлениями.

До 1 января 2008 года рассматриваемая норма звучала иначе - от налогообложения освобождались целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.
И тогда вполне справедливо действовало условие о том, что налогоплательщик обязательно должен быть бюджетополучателем (письма Минфина РФ от 23.10.2006 N 03-11-04/2/218, УФНС по г. Москве от 28.07.2005 N 18-11/3/53620). В свою очередь, до 2008 года получателями бюджетных средств признавались не только бюджетные учреждения, но и иные организации, имеющие право на получение бюджетных средств согласно бюджетной росписи на соответствующий год (ст. 162 БК РФ). Следовательно, и в налоговой декларации по налогу на прибыль в числе целевых поступлений упоминались средства, полученные бюджетополучателями - юридическими лицами, являющимися по организационно-правовой форме коммерческими организациями, в соответствии с бюджетной росписью доходов и расходов бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов.

Начиная с 2008 года понятие бюджетополучателя в БК РФ претерпело изменения и упоминание о нем было исключено из НК РФ.
Однако Минфин по-прежнему настаивает на том, что целевые поступления возникают только у получателей бюджетных средств.
Если принять такую точку зрения, то придется признать, что освобождение от налогообложения целевых поступлений из бюджета в адрес коммерческих организаций просто невозможно, а п. 2 ст. 251 НК РФ в части бюджетных средств является "мертвой" нормой.
Поясним. Если исходить из того, что целевые поступления из бюджета возникают только у бюджетополучателей, выходит, что п. 2 ст. 251 НК РФ применяется только бюджетными учреждениями (ведь органы власти не являются налогоплательщиками в соответствии с п. 1 ст. 246 НК РФ). В то же время нельзя забывать о пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ, согласно которому к необлагаемым доходам относятся средства целевого финансирования, в числе которых названы бюджетные ассигнования, выделяемые бюджетным учреждениям (абз. 3). Приходим к выводу, что эти два положения Налогового кодекса льготируют один и тот же вид поступлений. Согласитесь, такое вряд ли возможно.

Еще одним подтверждением того, что Минфин как будто бы не замечает особого вида необлагаемых доходов - целевых поступлений из бюджета, является Перечень имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования (приложение 2 к Порядку заполнения декларации по налогу на прибыль организаций, утвержденному Приказом Минфина РФ от 05.05.2008 N 54н).
В этом перечне нет интересующих нас целевых поступлений из бюджета, соответственно, им не присвоен код.
Поэтому, если организация отнесет бюджетные средства к не облагаемым налогом на прибыль, код в декларации не удастся проставить.

Вновь обратимся к бюджетному законодательству. Определения бюджетных средств в нем нет, однако само понятие употребляется широко. Вместе с тем ст. 6 БК РФ раскрывает понятие бюджетных ассигнований - это предельные объемы денежных средств, предусмотренных в финансовом году для исполнения бюджетных обязательств. В свою очередь, бюджетные обязательства - это расходные обязательства, подлежащие исполнению в финансовом году.
Расходные обязательства представляют собой обусловленные законом (или договором) обязанности публично-правового образования или бюджетного учреждения, действующего от имени такого образования, предоставить кому-либо (юридическому, физическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права) средства из соответствующего бюджета.

Для нашего случая получаем: бюджетные ассигнования - денежные средства, предназначенные для исполнения обязанности субъекта федерации предоставить обществу средства из бюджета на возмещение расходов по инвестиционному проекту.

И действительно, в силу ст. 69 БК РФ к бюджетным ассигнованиям относятся ассигнования на предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.

Сложно будет поспорить с тем, что денежные средства, выделяемые обществу на возмещение расходов по инвестиционному проекту,
" во-первых, являются целевыми,
" во-вторых, поступают из бюджета.

Таким образом, учитывая отсутствие в НК РФ определения понятия целевых поступлений из бюджета и конкретного перечня таких поступлений, отказывать в освобождении от налогообложения сумм бюджетного финансирования на том основании, что общество не является бюджетополучателем, неправомерно.

Ситуация в целом неоднозначна и, не исключено, что отстаивать эту позицию придется в суде. Арбитражная практика склоняется к позиции, изложенной выше, хотя есть решения не в пользу налогоплательщика.
Арбитражная практика:

За:
"…Как следует из названного решения (стр. 4-7), основанием для начисления обществу налога на прибыль в оспариваемой сумме, пеней и привлечения его к ответственности послужили выводы налоговой инспекции о том, что в состав внереализационных расходов, учитываемых в целях налогообложения, в нарушение пункта 34 статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) обществом отнесены начисленные и уплаченные им проценты по кредитам. В 2005 году на возмещение затрат по уплате процентов по кредитам, обществом получены целевые бюджетные средства в форме субсидий, которые не включены в доходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль. Налоговая инспекция пришла к выводу, что занижение сумм внереализационных доходов, завышение сумм внереализационных расходов повлекло занижение сумм налога на прибыль.
Суд первой инстанции, исследовав фактические обстоятельства и оценив доказательства по делу, установил, что расходы по уплате процентов по кредитам общество понесло за счет своих собственных средств, поэтому правомерно в соответствии со статьями 274, 284, 285 Кодекса определило налоговую базу за соответствующие отчетные периоды с отнесением в состав внереализационных расходов реальных затрат по оплате процентов по кредитам на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 Кодекса. Признал, что налоговое законодательство не предусматривает требование и не содержит порядка корректировки налоговой базы в случае получения в последующем бюджетных средств, в форме субсидий для компенсации расходов.
Суд кассационной инстанции согласился с этими выводами суда первой инстанции, кроме того, сослался на пункт 2 статьи 251 Кодекса, согласно которой целевые бюджетные поступления не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль. Доводы инспекции не подтверждают неправильное применение судами норм права.
(Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 августа 2008 г. N 7532/08)

"Как видно из материалов дела, по результатам выездной налоговой проверки Общества налоговый орган принял решение от 26.04.2007 N 32 о привлечении заявителя к налоговой ответственности за неполную уплату налога на прибыль за 2005 год, в соответствии с которым Общество подвергнуто штрафу по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в сумме 261579 руб. Этим решением же налоговый орган, в частности, доначислил обществу налог на прибыль за 2005 год в размере 1298072 руб., а также начислил ему соответствующие пени в размере 49116 руб. за несвоевременную уплату налога.
Решение налогового органа мотивировано в данной части тем, что Общество незаконно учитывало в составе внереализационных расходов, уменьшающих налогооблагаемую прибыль, те расходы на уплату процентов по кредитам, которые возмещались ему путем предоставления бюджетных субсидий, что является нарушением пункта 2 статьи 251 и пункта 34 статьи 270 НК РФ.
Не согласившись с решением налогового органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным.
Арбитражный суд первой инстанции согласился с доводами налогоплательщика и удовлетворил его требования.
При этом суд установил, что заявитель является сельскохозяйственным производителем и занимается закупкой у сельскохозяйственных предприятий молока.
С этой целью заявитель в 2005 году привлекал кредитные ресурсы, что подтверждено кредитными договорами N 73 от 23.12.2004, N 82 от 29.04.2005 и кредитными соглашениями N 15/05-КС от 29.03.2005, N КР05-300 от 30.06.2005.
Расходы по оплате процентов по привлеченным кредитам заявитель понес за счет своих собственных средств, что подтверждено соответствующими платежными поручениями, исследованными судом.
В последующем часть расходов Общества по уплате указанных процентов была компенсирована за счет целевых поступлений из бюджета (субсидий), что подтверждено соответствующими платежными поручениями, имающимися в материалах дела.
По мнению суда первой инстанции, налогоплательщик, в полном соответствии со статьями 274, 284, 285, 286 НК РФ определил налоговую базу за соответствующие отчетные периоды, исчислил налог на прибыль и представил налоговые декларации за соответствующие отчетные периоды, а также на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 265 НК РФ отнес на внереализационные расходы реальные затраты по оплате процентов по кредитам, что и отражено в его налоговом учете и отчетности. Выделение в дальнейшем из бюджета субсидий на частичную компенсацию расходов заявителя по уплате процентов по кредитам не влияет на право налогоплательщика принять во внереализационные расходы суммы, фактически уплаченные из собственных средств по процентам за пользование кредитом в соответствующем налоговом периоде. Восстановление ранее принятого к вычету налога на основании получения бюджетных субсидий налоговое законодательство не содержит.
В соответствии со статьей 247 НК РФ для российских организаций объектом обложения налогом на прибыль являются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 главы 25 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.05.2002 N 57-ФЗ) при определении налоговой базы организации по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья). К целевым поступлениям относятся, в том числе, целевые поступления из бюджета бюджетополучателям, использованные указанными получателями по назначению.
Статьей 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предусмотрено, что получателем бюджетных средств выступает бюджетная организация или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.
Согласно статье 6 БК РФ субсидиями являются бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 78 БК РФ предоставление субсидий допускается, в частности, из бюджетов субъектов Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 251 НК РФ данные бюджетные средства являются для налогоплательщика полученными бюджетными поступлениями, а не произведенными им расходами. Целевые бюджетные поступления в силу прямого указания закона (пункта 2 статьи 251 НК РФ) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Обществом подтверждены обстоятельства, с которыми законодательство связывает право на получение спорных субсидий, так и право не учитывать полученные суммы субсидий при определении налоговой базы по налогу на прибыль. При таких обстоятельствах решение суда, признавшего недействительным решение Инспекции в части доначисления налога, начисления пеней и наложения штрафа по данному эпизоду является правильным.
(Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 19 февраля 2008 г. N А55-8415/2007)


Против:
"В заявлении общество утверждает о неправильном толковании и применении судом кассационной инстанции пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункта 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" в отношении средств бюджета Вологодской области, полученных обществом на компенсацию убытков от перевозки пассажиров на внутренних авиалиниях.
В результате проверки доводов заявителя и материалов дела судебная коллегия не усмотрела упомянутых обществом нарушений.
Согласно пункту 2 статьи 251 Кодекса, содержащей перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы, не учитываются целевые поступления, к которым, в частности, относятся целевые поступления из бюджета бюджетополучателям.
Из содержания законов Вологодской области от 25.12.2002 N 855-ОЗ "Об областном бюджете на 2003 год", от 09.12.2003 N 970-ОЗ "Об областном бюджете на 2004 год", от 22.12.2004 N 1171-ОЗ "Об областном бюджете на 2005 год" и соглашений между Правительством Вологодской области и обществом по обеспечению перевозок пассажиров, грузов на регулярных внутренних авиалиниях в 2003 году, в 2004 году, в 2005 году не следует, что средства из областного бюджета выделялись обществу для приобретения каких-либо товаров (работ или услуг), за целевое расходование которых общество в установленном порядке должно отчитаться.

Монтаж и оборудование бассейна по новым технологиям.
Бюджетные средства выделялись на основании показателей финансово-хозяйственной деятельности общества для компенсации возникающих убытков, вызванных перевозкой по установленным тарифам, перевозкой льготных категорий пассажиров и незагруженностью рейсов.
Компенсация в данном случае обществу убытков за счет средств бюджета следует отличать от закупки товаров, приобретения работ или услуг на цели, определенные актами бюджетного законодательства. Последнее из названных оснований получения средств из областного бюджета материалами дела не подтверждается.
Поэтому квалификацию судом кассационной инстанции спорных сумм денежных средств в качестве доходов общества судебная коллегия признает обоснованной".
(Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 августа 2008 г. N 9016/08)
Елена
Статус неизвестенЕлена
lenafly2@mail.ru
Российская Федерация, Москва
Написал 800 сообщений
Написать личное сообщение
Репутация:
+ 0 −
#3[9082] 21 февраля 2011, 23:13
Хорошо бы программа сама считала какие налоги и с чего взимать. Есть такие?
« Первая ← Пред.1 След. → Последняя (1) »

Для того чтобы ответить в этой теме Вам необходимо зарегистрироваться.



© 2006—2024, ООО «Профессиональное издательство» — издательство журнала «Справочник экономиста».
Воспроизведение, последующее распространение, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения материалов с сайта разрешается правообладателем только с указанием гиперссылки на данный сайт, если не указано иное.